ONION
Кристина асланян
журналист моды,лектор и автор курса «Fashion-журналистика»
Мода и искусство – насколько правильно поставить между ними знак равенства?
Насколько искусство взаимодействует с модой и почему оно влиятельно?
На эту тему эксперты проводят исследования, а непрекращающиеся дискуссии позволяют все больше анализировать феномен «искусства» в моде.
Современные дизайнеры продолжают интерпретировать искусство в разных его проявлениях: от классики до авангарда. В 2001 году Марк Джейкобс пригласил американского художника Стивена Спрауза, чтобы он «разрисовал» культовые сумки Louis Vuitton.
Эта идея настолько привлекла дизайнера, что коллаборации стали регулярными: в 2003 году японский художник Такаши Мураками создал разноцветную версию фирменной монограммы, которая спустя десятилетия вновь переживает колоссальную популярность. Сила искусства или продуманный маркетинг? Результат один – sold out от Парижа до Токио.
Жан Кокто был убежден: «Искусство производит уродливые вещи, которые со временем становятся все красивее. Мода, с другой стороны, производит красивые вещи, которые со временем начинают казаться уродливыми».
Роль искусства в моде заключается не только в прямых цитатах известных работ художников.
Мода – своего рода фантазия, которую дизайнеры воплощают с помощью декоративно-прикладного искусства.
Скульптурные творения Кристобаля Баленсиаги и Чарльза Джеймса; театрально-эпатажные коллекции Джона Гальяно для Dior, а позже для Maison Margiela и пленительные идеи Александра Маккуина; провокационные образы Тьерри Мюглера и Хусейна Чалаяна; авангардные, граничащие с традиционным пониманием одежды, модели деконструктивиста Мартина Маржелы и Рэй Кавакубо для Comme de Garçons; и наконец – феноменальные перформансы дуэта Viktor & Rolf – это ли не искусство?!

»
Финальную точку в этой дискуссии поставил парижский Лувр, когда пустил моду в «святая святых». Louvre Couture – первая в истории музеев выставка моды. Среди исторических произведений искусства и интерьеров Наполеона III разместился кутюрный Balenciaga Демны Гвасалия и Schiaparelli Дэниела Розберри; архивный Jean Paul Gaultier и Dior, а также Chanel Карла Лагерфельда. Не обошли вниманием и абсолютные fashion-объекты Iris van Herpen и нашумевшего «голубя» JW Anderson.
И в этом объединении архивных работ великих кутюрье с современными коллекциями, кураторы как бы намекают, что связь моды и искусства – неразрывно! Это глубокий и цикличный процесс, требующий особого понимания и визуальной практики. Ведь как завещает популярная книга Джона Бергера, главное – «искусство видеть»!